Основа нашей работы – чтобы каждый казахстанец был услышан - WorldMonitor
Eng   /   Rus

Основа нашей работы – чтобы каждый казахстанец был услышан

В начале июня ЕВРОБАК провел интервью с Судьей Верховного Суда Республики Казахстан Тукиевым Асланом Султановичем. Разговор был нацелен на выявление изменений, грядущих в законодательном праве РК, нововведениях, сотрудничестве Верховного Суда с МФЦА, администрат...

В начале июня ЕВРОБАК провел интервью с Судьей Верховного Суда Республики Казахстан Тукиевым Асланом Султановичем.

Разговор был нацелен на выявление изменений, грядущих в законодательном праве РК, нововведениях, сотрудничестве Верховного Суда с МФЦА, административной юстиции и жесткой антикоррупционной политике, внедренной в ряды судей и прореживающей некомпетентные органы.

В Казахстане с 1 июля заработают новые суды в 21 городе страны. С этого дня начнёт действовать новый Административно-процедурно-процессуальный кодекс (институт административной юстиции), призванный облегчить споры граждан с госорганами.

Аслан Султанович, как это нововведение отразится на не раз озвученных Президентом РК приоритетах исполнительной ветви власти – защите прав и свобод граждан, создание благоприятного инвестиционного климата, развития предпринимательства и экономики в целом?

Несомненно, что это нововведение очень серьезно отразится на работе исполнительной ветви власти. Потому что административная юстиция призвана не просто оптимизировать, но привести к надлежащему функционированию органы исполнительной ветви власти, а также все остальные органы и организации, которым нормативно-правовым актом делегированы определенные функции. Например, НПП «Атамекен» делегировано подписание сертификатов соответствия казахстанскому содержанию. И, если, к примеру, какое-то юридическое лицо обращается в НПП «Атамекен» с просьбой о подписании подобного Сертификата и ему отказывают, то это создает основание в случае несогласия с таким решением на защиту в порядке АППК, который начнёт функционировать с 1 июля, то есть, на административную юстицию.

И я очень рад тому, что в нашей стране этот институт начнёт функционировать должным образом, потому что уверен, что правовое государство, каким является Казахстан, начинается именно с административной юстиции.

Не стоит, конечно, ожидать мгновенных результатов от внедрения нового вида судопроизводства, потому, как показывает практика изучения внедрения административной юстиции в ближнем зарубежье, наладить надлежащую работу административных органов  удастся, в среднем, лишь через 4-8 лет. Но, тем не менее, я уверен, что по достижении этого периода, жизнь в нашей стране станет намного качественнее и комфортнее. Мы пошли на кардинальные меры, несмотря на то, что внедрение этой системы требует капитальных финансовых вложений, реструктуризации многих процессов, создания новых судов и коллегий, а также обучение судей.

А откуда к вам приходят судьи, желающие работать в административной юстиции? Каким образом происходит отбор?

К обучению допускаются все желающие на конкурсной основе. В конкурсе могут принять участие все желающие, отвечающие требованиям статьи 29 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Мы ожидаем наплыв большого количества вновь прибывших в системную комиссию людей. Но обучаем мы всех. На базе Академии правосудия мы обучили 180 судей. Если желающий подает документы, он на месяц освобождается от обязанностей и проходит обучение в соответствии со всеми требованиями системы.

Кроме того, с августа прошлого года судьям и желающим международные эксперты, в числе которых и судьи, разъясняют опыт своих стран (Германия, Латвия, Украина, Армения,  Азербайджан и др.). Так повысили подготовку еще около 200 судей.  

 Аслан Султанович, расскажите, пожалуйста, подробнее о мировом принципе административной юстиции «презумпции виновности государственного органа», которая будет действовать и в наших судах с июля текущего года? Что это означает как для простых граждан РК, так и предпринимателей и иностранных инвесторов?

Понятие «Презумпция виновности государственного органа» используют в повседневной жизни. Как юристы, мы понимаем, что принцип «виновности государственного органа» не присущ административной юстиции.  Этого нет в Кодексе.

В Кодексе закреплены особенности доказывания, распределяется бремя доказывания (статьи 129, 130 и др.). Более уместно говорить об инквизиционном процессе, в котором суд по требованию истца ревизирует решение административного органа.

Граждане, предприниматели, иностранные инвесторы должны понимать, что им достаточно обратиться в суд. И в новом судопроизводстве  в суде доказать правоту своего административного акта, действия (бездействия) должен именно ответчик: административный орган (госорган). При этом для него предусмотрено много процессуальных правил, направленные на обеспечение его должного поведения. К примеру, норма, предусмотренная частью 3 статьи 129 АППК о том, что ответчик вправе ссылаться лишь на те обоснования, что приведены в его административном акте.

А суд будет ревизировать акты, действия (бездействие) органа власти на предмет новых принципов административных процедур (соразмерность, приоритета прав) и механизмов, заложенных в АППК.

Ранее, в одном из своих интервью Председатель Верховного Суда Асанов Жакип Кажманович отметил, что зарубежный опыт свидетельствует о том, что введение административной юстиции ведёт к повышению дисциплины госаппарата, улучшению инвестиционного климата и росту экономики. Расскажите, пожалуйста, как административная юстиция может реально повлиять на инвестиционную привлекательность Казахстана для иностранных инвесторов?

Наличие административной юстиции – залог качественных правоотношений с иностранными инвесторами. Нам нужно верховенство права, потому что с точки зрения экономической привлекательности, в нашей стране скрыт огромный потенциал. Необходимо совершенствование судейского правотворчества, полноценная реализация концепции правового государства.

«Если в Казахстане будет абсолютное верховенство закона, то вам в принципе ничего не нужно будет делать для привлечения иностранных инвесторов. Инвесторы к вам будут просто бежать». (Леопольд Лаудер, из выступления на одном из Форумов в РК, – дополнение главного редактора World Monitor – Юлии Кусиди).

Законом от 20 марта т.г. в условиях внедрения нового Кодекса и действия Гражданского процессуального кодекса (ГПК) установлена инстанционная подсудность споров с участием инвесторов.

Теперь споры с участием инвесторов, вытекающие из публично-правовых отношений, будут рассматриваться судами по правилам АППК по первой инстанции административным судом столицы, апелляция  — суд г. Нур-Султана, кассация – Верховный Суд. 

По правилам ГПК будут разрешаться споры с участием инвесторов, не вытекающие из публично-правовых отношений, по первой инстанции экономическим судом столицы, апелляция  — суд г.Нур-Султана, кассация – Верховный Суд.

Для удобства инвесторов сохранили оправданную подсудность — в столице.

Детальное урегулирование такого важного аспекта, как разрешение споров с участием инвесторов, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Республике Казахстан.

На недавно прошедшем Форуме «Digital Almaty 2021 – Цифровая перезагрузка: рывок в новую реальность» очень много говорилось о цифровизации и диджитализации всех сфер и областей деятельности госструктур, бизнеса и правительственных органов. Не могли бы рассказать о том, каким образом IT-технологии внедряются в казахстанское судопроизводство и какие инновации нам можно ждать в ближайшие несколько лет?

Я не специалист в этой сфере, но могу отметить, что уровень внедрения IT-технологий в Казахстане достаточно высокий. И, пусть с некоторыми неровностями, но система работает, и с марта прошлого года мы ни на один день не остановили судопроизводство. В день в Казахстане принимается около 6400 решений, и можете себе представить, сколько процессов проходит ежедневно. Было бы, конечно, неплохо объединить все суды (а их около 400) единым оптоволокном, но на сегодняшний день у нас такой возможности пока нет.

Плюс все еще существует проблема отсутствия техники, которая позволила бы сделать процесс исследования доказательств и аргументов всех участников процесса более эффективным в режиме онлайн. Судам необходимо более масштабное техническое оснащение. И это пока проблематично. И, тем не менее, 95% судебных процессов в нашей стране проходит онлайн. А это электронный документооборот, который позволяет избегать бумажной волокиты, полностью внедряя сегодня в сеть все судебные процессы.

Также сейчас мы готовим к внедрению систему электронных заявок, которая позволит истцу, загрузив иск и проанализировав судебные решения по подобным делам, выдавать вероятностные решения и анализировать в процентном соотношении его успешность либо проигрыш. Помимо этого, сейчас в тестовом режиме работает система, которая элементами интеллектуального поиска и анализа. Она позволяет выявлять закономерности в работе конкретных судей.

При разговорах об иностранном бизнесе в РК, инвестиционной привлекательности нашей страны, очень важным фактором является тесное сотрудничество Верховного суда РК и Международного арбитражного центра (МАЦ) и суда при МФЦА. Не могли бы рассказать о совместных проектах, которые планируются к проведению в 2021 году? Какие инициативы могут быть внедрены в казахстанское судопроизводство на основе английского общего права, на базе которого ведется деятельность МАЦ и суда МФЦА? Каковы дальнейшие планы этого плодотворного взаимодействия, есть ли планы по расширению границ совместной деятельности? К примеру, функционирование на территории всей Центральной Азии?

Здесь необходимо отметить, что МФЦА не является частью судебной системы Казахстана. И мы с ними работаем именно в обособленном формате. Но если в деле имеется оговорка об арбитраже, дело передается в арбитражный суд. И на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что к арбитражному суду у населения доверие не очень большое. Это препятствует развитию и популяризации международного арбитражного центра и даже суда МФЦА. Люди просто не понимают разницу.  К тому же, многие не знают о том, что чтобы обратиться в арбитражный суд МФЦА не нужно быть членом МФЦА.

И с недавнего времени, после заключенного меморандума с МФЦА, мы взяли на себя роль посредников, то есть всем, кто обращается за подобной консультацией, мы объясняем полномочия МФЦА, взаимодействие этих органов.

На регулярной основе проходят встречи представителей Верховного Суда, суда МФЦА и Арбитражного центра, на которых обсуждаются все текущие вопросы. И здесь стоит отметить, наше сотрудничество становится все теснее и теснее, потому что взаимопроникновение обеих систем сейчас идет на всех уровнях. И это происходит не только у нас: во всей Европе сегодня классическое английское право тесно соприкасается и контактирует с правом континентальным. И наоборот. Взаимная рецепция норм, институтов сближает системы.  Это нормальный, эволюционный процесс, я думаю.

Кроме того, на базе МФЦА мы организовали академию по обучению судей местных судов основам рассмотрения дел, подходам, применимости принципов права. 

И в заключение, разрешите задать вопрос о судебной системе РК. Какие конструктивные и эффективные изменения были внедрены в казахстанское судопроизводство? Каких успехов удалось достичь? Расскажите об изменениях, которыми сегодня вы, как Судья Верховного суда Республики Казахстан, гордитесь и считаете действительно качественными и повышающими доверие граждан к судебной системе страны?

Судебная система добились серьезного расширения действия судов с участием присяжных заседателей. С 2023 года часть особо тяжких и тяжких преступлений будут передаваться в такие суды.

Растет процент оправданных.

Уже работают следственные суды. Процент их решений против органов досудебного производства увеличивается из года в год.

Внедрили систему оценки работы судей, которая полностью исключила человеческий фактор. Оценка проводится электронной системой. Поменяли систему отбора кадров таким образом, что из 100 претендентов на роль судьи только 4-6 становятся ими. Раньше эта цифра достигала 25. Очень жесткой стала система по выявлению коррупционных действий со стороны судей, которая дает свои результаты.

С 1 июля т.г. вводим административную юстицию. Это заняло почти 15 лет. Начнут работать не только специализированные административные суды, но и судебные коллегии по административным делам в областных судах и Верховном Суде. Что это значит для нас всех? Это стабильная и единообразная судебная практика. Административные дела теперь не будут «рассеиваться» по гражданским коллегиям.

Таких изменений много, это тема отдельной встречи.

close
Похожие темы:
Никаких записей

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.1

Вам может понравиться!

Бюджет, внешние рынки и деловая активность во время глоба...

Правительством предприняты беспрецедентные меры поддержки граждан РК на период, вынужде...

Отличия проектов государственно-частного партнерства и ин...

Количество компаний с иностранным участием увеличилось сразу на 12% за последний год в ...

Барьеры на пути внедрения LegalTech решений

LegalTech прочно занял свое место на европейском и американском рынках, где отдельные и...