Почему именно Казахстан?
Иностранные инвесторы, будь то крупные международные или небольшие региональные игроки, компании или частные лица, часто сталкиваются с вопросом выбора страны для инвестиций и/или создания первоначального присутствия в регионе в целом. Многие инвесторы из всех с...
Иностранные инвесторы, будь то крупные международные или небольшие региональные игроки, компании или частные лица, часто сталкиваются с вопросом выбора страны для инвестиций и/или создания первоначального присутствия в регионе в целом. Многие инвесторы из всех стран Центральной Азии (которая включает Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) или даже стран Центральной Азии и Кавказа (Армения, Азербайджан и Грузия) выбирают именно Казахстан. В связи с недавними геополитическими событиями в СНГ в настоящее время возросла необходимость в создании регионального «хаба» для Центральной Азии или для более крупного региона Центральной Азии и Кавказа. Причины, по которым предпочтение отдается Казахстану, конечно, рассматриваются инвесторами в совокупности, а некоторые из них освещаются далее.
ИЗ ВОСЬМИ УПОМЯНУТЫХ СТРАН КАЗАХСТАН ОБЛАДАЕТ САМОЙ БОЛЬШОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ
и является девятым государством в мире по площади. Географически он граничит с Россией, Китаем и другими странами Центральной Азии и имеет выход к Каспийскому морю. Через Казахстан проходят ключевые железнодорожные маршруты и автомобильные дороги, соединяющие Китай и Европу. Морские порты страны, например, в городе Актау, связывают ее с портом Баку и другими портами Каспийского моря. Все это делает Казахстан привлекательным как в качестве рынка для импорта и продажи продукции, так и в качестве места для производства товаров с целью их дальнейшей поставки по Центральной Азии и Кавказу.
Среди всех государств региона КАЗАХСТАН НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ИМЕЕТ САМЫЙ ВЫСОКИЙ
СОВОКУПНЫЙ ВВП И, ЧТО НЕМАЛОВАЖНО, САМЫЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ. Следовательно, покупательная способность населения относительно высока, что важно для потребительского рынка.
В Казахстане проживает 19 миллионов человек, он ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРЫМ ПО ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ В РЕГИОНЕ и уступает только соседнему Узбекистану с 35 миллионами жителей. Это делает Казахстан достаточно привлекательным с точки зрения потребительского рынка как благодаря внутреннему потреблению, так и благодаря близости к другим крупным странам, поставки в которые можно легко организовать.
КАЗАХСТАН ВХОДИТ В ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ (ЕАЭС), что является преимуществом как в части сбыта, так и в части потенциального производства. Товары, произведенные в Казахстане (или ввезенные в Казахстан из третьих стран), могут в дальнейшем экспортироваться на другие рынки ЕАЭС, такие как Россия и Беларусь, а также Армения и Кыргызстан, без каких-либо таможенных процедур благодаря единой таможенной территории в рамках союза. Участие в ЕАЭС с точки зрения рынка труда тоже является преимуществом, поскольку казахстанские компании могут нанимать граждан стран-членов ЕАЭС без оформления разрешений на работу.
Казахстан также является членом Содружества Независимых Государств (СНГ), что позволяет импортировать товары, произведенные в Казахстане и имеющие казахстанский сертификат происхождения товара, в другие страны СНГ, не входящие в ЕАЭС (например, страны Центральной Азии и Кавказа, кроме Армении и Кыргызстана), без ввозных таможенных пошлин благодаря режиму свободной торговли. Кроме того, Казахстан состоит в ВТО.
КАЗАХСТАН ОБЛАДАЕТ РАЗВИТОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМОЙ, при этом довольно много
казахстанских коммерческих банков имеют хорошие международные кредитные рейтинги, а некоторые их них имеют глобальные депозитарные расписки (на акции) и котируются на Лондонской фондовой бирже. Кроме того, доля безналичных платежей (например, через банковские карты или иным образом) в экономике/розничной торговле Казахстана достаточно высока. Таким образом, это делает Казахстан привлекательным как с точки зрения потребительского рынка, так и с точки зрения финтехпродуктов.
В КАЗАХСТАНЕ САМАЯ НИЗКАЯ СТАВКА НДС В РЕГИОНЕ – 12%. Это позволяет удерживать
розничные цены для клиентов/конечных пользователей на более низком уровне и/или получать более высокую маржу производителям/продавцам.
С другой стороны, ставка корпоративного подоходного налога (КПН) в Казахстане составляет 20%, то есть не является низкой и сопоставима со ставками КПН во всем мире. Однако для отдельных видов бизнеса/деятельности имеются зоны/механизмы, которые предусматривают освобождение от КПН на определенный срок и другие налоговые льготы. Например, существует несколько особых экономических зон, у каждой из которых есть установленное назначение и перечень приоритетных видов деятельности (включая производство и другие). Также можно заключить определенные инвестиционные контракты с правительством. Действует международный технопарк Astana Hub для ИТ-компаний, который предоставляет значительные налоговые льготы в дополнение к освобождению от КПН, включая освобождение от определенных налогов с фонда оплаты труда. Есть также Международный финансовый центр «Астана», который тоже предоставляет определенные налоговые льготы и в целом имеет правовую базу, аналогичную действующей в известных международных финансовых центрах (таких как Дубайский международный финансовый центр).
В КАЗАХСТАНЕ ТАКЖЕ САМАЯ НИЗКАЯ СТАВКА НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЕГИОНЕ (10%) И ДОВОЛЬНО НИЗКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ РАБОТОДАТЕЛЯ (9,5%), что делает страну весьма привлекательной и с точки зрения внутренней занятости, и с точки зрения найма иностранных сотрудников, которые становятся казахстанскими налоговыми резидентами.
Важно отметить, что после обретения независимости рыночные реформы в Казахстане начались относительно раньше, чем в других государствах региона. Таким образом, исторически экономика и рынок страны демонстрировали большую стабильность. Кроме того, казахстанское правительство действует открыто и обсуждает важные изменения с обществом и бизнесом, ситуация с судебной системой и защитой частной собственности также более благоприятная.
Кроме того, в стране есть Национальный фонд, который финансируется за счет избыточных налоговых поступлений от некоторых нефтегазовых месторождений и минеральных ресурсов. Он выступает в качестве стабилизационного фонда для уменьшения влияния волатильности цен на сырьевые товары, на государственный бюджет и экономику Казахстана. Национальный фонд уже не раз оказывал поддержку экономике во время различных финансово-экономических кризисов в прошлом.
КАЗАХСТАН ТАКЖЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ С РАЗЛИЧНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ.
При этом продолжение работы в этом направлении занимает важное место в повестке дня властей. Правительство также планирует дальнейшие реформы, которые наряду с другими
инициативами включают диверсификацию экономики с целью снижения зависимости от природных ресурсов.
Таким образом, сочетание ряда убедительных причин, некоторые из которых были упомянуты выше, приводит к тому, что Казахстан достаточно часто выбирают в качестве страны для инвестиций и/или создания первоначального присутствия в регионе Центральной Азии и Кавказа.