Международная школа системы IB
в Алматы
Сейчас сложно переоценить важность дошкольного и начального образования. Как KIS подходит к решению этой стратегически важной задачи? Это интересный вопрос. Любая образовательная программа направлена на то, чтобы научить учеников читать, писать и считать, но не ...
Сейчас сложно переоценить важность дошкольного и начального образования. Как KIS подходит к решению этой стратегически важной задачи?
Это интересный вопрос. Любая образовательная программа направлена на то, чтобы научить учеников читать, писать и считать, но не каждая программа учит детей думать и составлять свое собственное мнение. Так как наша школа работает по программе Международного бакалавриата (International Baccalaureate – IB), особое внимание у нас уделяется исследовательскому подходу и способности делать самостоятельный выбор, особенно это важно в работе с нашими самыми маленькими учениками. В дошкольный период игровой подход к обучению способствует развитию таких важных навыков, как воображение, умение общаться и сотрудничать с другими людьми. Результатом применения принципов игрового обучения является развитие навыков саморегуляции. Директор нашего детского сада, мисс Кирси из Финляндии, помогает перестроиться учителям, которые прежде работали в образовательных системах, где обучение академическим навыкам начинается слишком рано. Трехлетние дети не должны сидеть тихо и молча смотреть презентацию на экране. Мисс Кирси является экспертом в области развития мозга в раннем возрасте и подчеркивает, что детям для развития необходимо двигаться, делиться, играть и получать собственный опыт. Мы направляем усилия на обучение наших учеников контролю своих эмоций и поведения – способностей, которые мисс Кирси называет фундаментом любопытного, адаптивного и развитого ума.
По мере того, как наши ученики становятся старше, мы дополняем саморегуляцию способностью делать осознанный свободный выбор. Ученики могут принимать решения о том, что они хотят изучить и как они хотят это изучать. Конечно, процесс обучения структурирован учителями, но на лучших уроках в нашей школе у учеников есть реальное чувство причастности к тому, что они изучают, как они это изучают и как организовано это обучение. Давая ученикам ощущение того, что они сами принимают собственное решение, мы добиваемся двух целей. Во-первых, ученики воспринимают свое образование как нечто глубоко личное и значимое для них. Во-вторых, им становится интересен мир вокруг и у них возникает желание заниматься чем-то прогрессивным и значимым. Что интересно, наблюдая за проведением уроков, я заметил, что, как только ученики сделают подобный выбор, они гораздо охотнее воспринимают традиционный/механистический процесс обучения, когда учитель проводит урок, основанный на передаче знаний от учителя к ученикам. В такой ситуации ученики готовы воспринять эту информацию и каким-то образом ее применить. За этим очень интересно наблюдать.
Какие дисциплины являются основными? Какие навыки и практические знания преподаются ученикам в первую очередь?
Как я уже упоминал ранее, все образовательные программы сводятся к одному и тому же. Но в IB нас, скорее, интересует не вопрос «Что?», нас больше интересует вопрос «Как?». Это концепция мышления и обучения может быть реализована в любой учебной программе. В каждой школе преподается чтение, письмо, математика, естественные и социальные науки, физкультура, музыка, искусство и, в большинстве случаев, второй язык. И мы так же фокусируемся на чтении, письме и математике, но мы вовсе не ограничиваемся этими аспектами. Наша учебная программа выстроена в соответствии со стандартами AERO (проект «American Education Reaches Out»). Это обеспечивает согласованность в работе всех учителей. В некоторых IB школах учителя сами разрабатывают свои авторские учебные программы. И это потрясающе, если в школе постоянный педагогический состав и только один класс в параллели. Однако в большинстве международных школ учителя работают в одной школе не больше 3-5 лет, поэтому целесообразнее иметь сформированную учебную программу, для которой имеются все необходимые ресурсы.
Что касается навыков, то в дополнение к саморегуляции и навыкам проведения исследования, мы уделяем большое внимание развитию у детей навыков обучения и мышления. К ним относятся: навыки самоуправления (способности к организации, эмоциональному воздействию и рефлексии), исследовательские навыки (информационная грамотность и медиаграмотность), навыки мышления (критическое мышление, креативность и перенос навыков), социальные навыки (сотрудничество, эмпатия) и коммуникативные навыки (умение слушать, перефразировать, выражать свои мысли в устной и письменной форме).
Таким образом, AERO дает нам прочную, хорошо обеспеченную ресурсами основу для нашего «Что?», а IB дает нам эффективный, научно доказанный подход, который многие люди считают лучшим для всестороннего развития ребенка.
Какие качества развиваются у детей в KIS? Как они помогут новому поколению в будущем ставить и решать глобальные задачи?
Мы с гордостью можем заявить, что альтуризм является одной из наших главных ценностей. Мы учим детей проводить серьезные и творческие исследования, учиться с энтузиазмом и следовать своим увлечениям. Каждый ученик и каждый класс участвует в социальных проектах, которые приносят осязаемый результат. Несколько примеров, которые приходят на ум: группа из десяти учеников 10 и 11 классов каждую субботу бесплатно проводит уроки по английскому языку для воспитанников детского дома. Группа учеников в 8 классе хочет сократить неравенство в плане доступа к образовательным ресурсам, поэтому они собирают средства для закупки ноутбуков для одного из классов сельской школы. Еще одна группа учеников 6 класса организовала неделю «Стихийных добрых дел». Начало этих проектов закладывается в процессе развития саморегуляции и способности принимать самостоятельные решения на этапе обучения в детском саду и начальной школе. К тому времени, когда дети переходят в среднее и старшее звено, наши ученики показывают уже весьма впечатляющие результаты. Учителя всегда с невероятной гордостью рассказывают о тех обязательствах, которые берут на себя наши ученики. Я очень рад быть причастным к этому.
Готовит ли KIS детей к современным реалиям нашей жизни? В каком обществе будут жить, любить и профессионально развиваться современные дети?
На классных часах и консультационных занятиях мы уделяем много времени обсуждению того, как важны гибкость, адаптивность, забота о себе и стойкость. За период пандемии наши ученики много узнали о том, как применять эти навыки. Это, конечно, нелегко, но за последний год наши ученики превзошли все наши разумные ожидания. Для меня опыт COVID-19 служит аналогией будущего. Более 65% известных нам профессий к 2040 году будут автоматизированы. Большинство наших учеников будут работать в профессиях, которых еще не существует. Мы просто не знаем, что ждет нас в будущем, но я абсолютно уверен в том, что молодые люди, обучающиеся в KIS, с которыми я имею честь разговаривать каждый день, будут готовы ко всему, что ждет нас впереди.
Похожие темы: