Повышение привлекательности Казахстана путем совершенствования банковской, инвестиционной
и страховой систем
О принятом комплексе антикризисных мер на фоне пандемии коронавируса, обеспечении устойчивости банковского сектора, об итогах независимой оценки качества активов банковского сектора, о развитии фондового рынка и передаче части пенсионных накоплений граждан в час...
О принятом комплексе антикризисных мер на фоне пандемии коронавируса, обеспечении устойчивости банковского сектора, об итогах независимой оценки качества активов банковского сектора, о развитии фондового рынка и передаче части пенсионных накоплений граждан в частное управление редакция World Monitor беседовала с Мадиной Абылкасымовой, Председателем правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) (далее – Агентство).
Какие меры были предприняты по оздоровлению и повышению устойчивости банковской системы? Какие меры запланированы и будут реализованы в ближайшие месяцы?
Обеспечение устойчивости банковского сектора на фоне пандемии коронавируса и ухудшения экономических условий было главной задачей финансовых регуляторов. Агентством совместно с Правительством и Национальным Банком реализован комплекс антикризисных мер в целях смягчения влияния шоков на экономику и финансовую систему.
При реализации антикризисных мер в финансовом секторе мы учитывали опыт зарубежных финансовых регуляторов и рекомендации Международного Валютного Фонда. В частности, были рассмотрены подходы по поддержке капитала и ликвидности, высвобождению буферов капитала, расширению видов гарантий, признаваемых твердым обеспечением, смягчению требований при формировании провизий (резервов) при предоставлении отсрочек платежей. С марта 2020 года Агентством введены 23 временные меры пруденциального регулирования по поддержке капитала и ликвидности. Высвобожден собственный капитал и ликвидность на сумму более 2 трлн тенге, которые были направлены на абсорбирование убытков банков от пандемии и увеличение кредитования экономики.
Для сохранения способности обслуживания кредитов и снижения долговой нагрузки в период пандемии по поручению Главы государства Токаева К.К. населению и субъектам МСБ была предоставлена своевременная отсрочка платежей по кредитам на срок от 3 до 9 месяцев. Отсрочкой воспользовались свыше 1,9 млн человек и 12,5 тыс. субъектов МСБ.
В условиях кризисных явлений в экономике, приоритетной задачей являлась поддержка финансирования субъектов МСБ и обеспечение доступа к кредитным ресурсам. По поручению Президента страны для недопущения снижения доступности кредитов Национальным Банком с марта 2020 года разработана и реализуется Программа льготного кредитования субъектов МСБ на пополнение оборотного капитала по ставке для заемщика – 8%. В октябре 2020 года действие Программы продлено до конца 2021 года с расширением ее охвата путем включения субъектов крупного предпринимательства и доведением общего объема до 800 млрд тенге. Программа позволила смягчить негативное влияние карантинных мер и поддержать деловую активность субъектов МСБ. Благодаря Программе субъекты МСБ получили 11,1 тыс. займов на сумму 1,1 трлн тенге.
В целом, своевременно принятые антикризисные меры позволили не только поддержать экономику в период кризиса, но и способствовали не распространению негативных влияний на банковский сектор. В результате за 2020 год рост кредитов экономике составил 5,5%, а за 8 месяцев 2021 года — 12,5%.
В 2020 году Программа повышения финансовой устойчивости, реализуемая с 2017 года, была скорректирована с учетом результатов AQR. Покрытие убытков, выявленных по итогам AQR, было осуществлено за счет средств акционеров банков и использования инструмента гарантии на покрытие кредитных рисков банков.
Таким образом, в условиях покрытия убытков банковского сектора, накопленных в предыдущие годы, Агентством для предотвращения нарастания системных рисков в будущем, будет проводиться мониторинг исполнения планов корректирующих мер по итогам AQR, которые позволят существенно трансформировать ключевые бизнес-процессы банков в соответствии с лучшей международной практикой и обеспечат устойчивость развития банковского сектора в долгосрочной перспективе.
Расскажите, пожалуйста, об итогах независимой оценки качества активов банковского сектора. Каких результатов удалось достичь?
Для независимой оценки качества банковских бизнес-процессов и их соответствия международным стандартам в 2019 году впервые была проведена независимая оценка качества активов крупнейших казахстанских банков (AQR), которая завершена в марте 2020 года. Методология оценки AQR соответствовала методологии Европейского Центрального Банка и была минимально скорректирована на специфику казахстанского рынка.
AQR стал самым масштабным проектом, реализованным в финансовом секторе Казахстана. В процесс AQR было вовлечено более 500 сотрудников аудиторских и консалтинговых компаний, более 60 сотрудников Национального Банка и более 70 независимых оценочных компаний.
Проведена оценка более 87% активов банковского сектора, собрано 1,9 млрд точек данных по кредитам, проведена оценка более 7000 крупных залоговых объектов на всей территории Казахстана.
В ходе проведения AQR была собрана уникальная информация о реальном положении дел в банковском секторе страны, которая стала основой для совершенствования банковских бизнес-процессов в соответствии с лучшей международной практикой.
Итоги проведенной независимой оценки активов банков показали достаточный запас капитала для покрытия убытков, выявленных в ходе AQR. Коэффициент достаточности капитала в целом по системе составил 12,7% при регуляторном минимуме, с учетом буферов капитала – 7,5%.
Ввиду необходимости качественного улучшения банковских процессов, как ключевого аспекта проведенного AQR, мы установили минимальные сроки их реализации. Ожидается, что к началу 2023 года, банки должны полностью обновить свои бизнес-процессы в соответствии с лучшей международной практикой и завершить их автоматизацию.
Мы считаем, что информация, полученная в ходе AQR, также будет способствовать эффективному внедрению системы риск-ориентированного надзора. Поскольку подходы, процедуры и методы сбора и анализа данных, использованные в ходе программы, позволят улучшить инструментарий банковского надзора, который будет более эффективно, оперативно и объективно осуществлять повседневный мониторинг рисков на банковском рынке в будущем.
Каким образом развитие фондового рынка влияет на инвестиционную привлекательность Казахстана для иностранных инвесторов?
Базовые принципы при построении эффективного фондового рынка включают в себя ликвидность и доступность линейки финансовых инструментов, состояние биржевой и расчетной инфраструктуры, бесперебойность систем, а также простоту доступа для любого инвестора. В Казахстане проделана большая работа для того, чтобы локальный рынок отвечал запросам не только казахстанских потребителей, но и позволял иностранным инвесторам работать на привычных для себя условиях.
Несколько лет назад фондовая биржа KASE запустила услуги центрального контрагента на валютном рынке. В 2020 году функции центрального контрагента были внедрены уже по всем сделкам со всеми ценными бумагами, а впоследствии гарантии центрального контрагента по исполнению сделок распространились и на денежный рынок. Надежность исполнения сделок во всех сегментах является очень важным продвижением в сторону общепринятой мировой практики работы биржевого рынка.
При этом дальнейшее развитие центрального контрагента включает в себя целый ряд технических, аналитических и даже пользовательских задач, которые могут быть не очевидны рядовому инвестору, но именно они обеспечивают развитие доверительных отношений между всеми участниками рынка, а также способствуют повышению уровня признания рынка, в том числе со стороны нерезидентов.
В этих целях проводится работа по получению аккредитации центрального контрагента со стороны ESMA в среднесрочной перспективе, что позволит классифицировать казахстанское законодательство в области функционирования его инфраструктуры наряду с передовыми финансовыми рынками стран Европы и США.
Отдельное внимание следует уделять состоянию депозитарной инфраструктуры. Казахстанский центральный депозитарий соответствует ключевым международным стандартам и в настоящий момент имеет рейтинговую оценку A+ рейтингового агентства Thomas Murray. В среднесрочном периоде планируется трансформация Центрального депозитария из локального центрального депозитария в региональный учетно-расчетный хаб, а также в целом укрепление междепозитарных связей с внешними рынками.
В международных индексах MSCI и FTSE Russel казахстанский фондовый рынок с 2017 года классифицируется как Frontier Markets. Мы проводим работу по повышению его позиций в данных индексах до уровня Emerging, но уже сейчас иностранные институциональные инвесторы могут расширять портфельные инвестиции в казахстанские публичные компании.
В 2021 году была проведена повторная оценка со стороны данных служб, по результатам которой было отмечено, что фондовый рынок Казахстана соответствует основным качественным критериям для категории Emerging Markets MSCI и соответствует качественным критериям категории Secondary Emerging Markets FTSE Russel.
Для дальнейшего повышения спроса со стороны нерезидентов, а также доли рыночных участников в размещениях ГЦБ требуется продолжение работы по построению кривой доходности ГЦБ, а также вхождение в международный индекс «JPMorgan Government Bond Index-Emerging Markets». Вхождение в индекс обеспечит спрос со стороны инвесторов, осуществляющих индексное или пассивное управление портфелем облигаций развивающихся рынков и приток портфельных инвестиций в страны-участницы индекса.
На сегодняшний день одним из главных трендов мирового финансового сообщества является устойчивое развитие бизнеса на принципах ESG, внедрение которых направлено на реализацию принятых экологических и социальных обязательств в рамках международных соглашений, таких как Парижское соглашение по климату. Финансовый сектор играет ключевую роль в данной инициативе, обеспечивая финансирование «зеленой» экономики и стимулируя трансформацию компаний с учетом рисков ESG для обеспечения долгосрочного устойчивого развития.
В дальнейшем в области внедрения ESG в регулирование финансового рынка планируется осуществить этапы по разработке рекомендаций по внедрению финансовыми организациями принципов ESG, разработке законодательных требований в отношении финансовых организаций по внедрению принципов ESG, а также по внедрению мониторинга рисков ESG и их интеграция в систему надзора.
Агентством по регулированию и развитию финансового рынка была реализована передача части пенсионных накоплений граждан в частное управление. Для чего это было сделано и какие выгоды от этого получат граждане Казахстана?
По поручению Главы государства о предоставлении гражданам Казахстана права использовать часть своих накоплений на альтернативные цели Агентством реализована возможность передачи своих пенсионных накоплений под управление частных управляющих компаний.
Воспользоваться данным правом могут граждане, не достигшие пенсионного возраста, имеющие пенсионные накопления, превышающие «порог минимальной достаточности», а также лица, заключившие договоры пенсионного аннуитета со страховыми компаниями, обеспечивающие им пожизненные аннуитетные выплаты, в пределах остатка пенсионных накоплений на индивидуальных пенсионных счетах в ЕНПФ. В настоящий момент количество таких вкладчиков, которые в соответствии с условиями могут перевести свои накопления в управление частных инвестиционных компаний, составляет порядка 800 тыс. человек.
При этом вкладчик ЕНПФ вправе сам выбрать одну или несколько управляющих компаний, наиболее соответствующих его инвестиционным предпочтениям, из перечня управляющих инвестиционным портфелем, допущенных к управлению пенсионными активами. Оставшаяся часть пенсионных накоплений продолжит находиться под управлением Национального Банка.
Таким образом, право на передачу пенсионных накоплений в доверительное управление частным управляющим компаниям предоставляет вкладчикам возможность участия в управлении своими пенсионными накоплениями посредством выбора альтернативной политики инвестирования своих сбережений и получения доходности, соответствующей уровню их риск-аппетита. То есть вкладчикам ЕНПФ предоставляется своего рода альтернативный инвестиционный продукт с более гибкими условиями инвестирования.
Стратегия инвестирования пенсионных активов определяется самой управляющей компанией с учетом установленных регуляторных требований к качеству финансовых инструментов. Инвестиционные стратегии частных управляющих компаний более агрессивны в сравнении с умеренно-консервативной политикой инвестирования пенсионных активов Национального Банка. Следовательно, ожидается, что доходность и риски портфеля будут выше. При этом в случае, если доходность по портфелю ниже номинальной доходности по пенсионным активам, управляющая компания обязана возместить разницу за счет собственных средств.
Сочетание разных инвестиционных стратегий Национального Банка и частных управляющих компаний способствует диверсификации рисков вкладчика и доходности по пенсионным накоплениям.
Для обеспечения сохранности пенсионных накоплений Агентством установлены соответствующие количественные и качественные требования для включения компаний в реестр управляющих инвестиционным портфелем, допущенных к управлению пенсионными активами. Указанные требования включают в себя наличие собственного капитала, опыта управления активами клиентов, отсутствие фактов убыточной деятельности, нарушения пруденциальных нормативов и ряд других.
На текущий момент, из шести управляющих компаний, включенных в указанный реестр, четыре компании заключили договор на доверительное управление пенсионными активами с ЕНПФ1.
С начала года в управление данных компаний передано 5,4 млрд тенге пенсионных накоплений.
В 2020 году АРРФР были инициированы реформы по развитию социально-ориентированных страховых продуктов. Не могли бы подробнее рассказать, в чем они заключаются и как будут работать? Какие новшества были внедрены?
В последние годы наблюдается динамичный рост страхового сектора, особенно отрасли страхования жизни.
Компании по страхованию жизни являются, по своей сути, институциональными инвесторами и могут предложить широкий спектр сберегательных инструментов для населения. Сберегательные страховые продукты получили особую востребованность и актуальность в социальной, образовательной и пенсионной сферах.
В связи с этим, приоритетными направлениями развития страхового рынка являются обеспечение доступности страховых услуг для населения, внедрение новых социально важных продуктов страхования жизни и их популяризация.
В настоящее время в рамках государственной образовательной накопительной системы (ГОНС) население имеет возможность открывать вклады в коммерческих банках для накопления средств на обучение своих детей. Участие государства осуществляется путем субсидирования ставки вознаграждения в размере 5–7%.
Одной из главных новелл, предлагаемых к внедрению на страховом рынке, является новый образовательный накопительный страховой продукт в рамках ГОНС. Данный страховой продукт является альтернативой банковскому депозиту, и в отличие от депозита предоставляет дополнительно страховую защиту. В случае смерти родителя или потери им трудоспособности по договору страхования недостающая часть суммы для оплаты обучения обеспечивается самой страховой организацией. Кроме того, в случае ликвидации страховой организации, Фондом гарантирования страховых выплат гарантируется полная сумма выплат без ограничений, в то время как по банковскому вкладу гарантия покрывает лишь сумму, не превышающую 15 млн тенге.
Еще одной новацией является внедрение совместного (супружеского) пенсионного аннуитета, который позволит объединить пенсионные накопления супружеской пары или близких родственников и перераспределить между ними выплаты по договору пенсионного аннуитета. К примеру, если у одного супруга недостаточно пенсионных накоплений для покупки пенсионного аннуитета, а у второго имеется излишек, то совместный пенсионный аннуитет позволит им обоим получать пожизненные выплаты.
Ожидается, что такие нововведения позволят повысить эффективность пенсионного аннуитета в качестве инструмента планирования пенсии по аналогии с пенсионными планами в государствах с развитой пенсионной системой. То есть, граждане смогут выбрать вариант пенсионных выплат, исходя их своих целей и потребностей.
В целях повышения доступности страховых услуг, а также охвата страхованием населения одной из важнейших задач Агентства является цифровизация страховых услуг. В Республике Казахстан с начала 2019 года автовладельцы имеют возможность заключить договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности в электронном формате. С 2020 года 100% договоров по обязательному автострахованию заключаются в онлайн режиме.
Следующим этапом, направленным на усиление достигнутого эффекта и упрощение процедуры получения страховой выплаты без посещения офиса страховых организаций, является внедрение онлайн-урегулирования страхового случая.
Таким образом, будет обеспечена цифровизация полного цикла оказания страховых услуг, начиная от момента заключения договора обязательного автострахования до получения страховой выплаты. Это особенно актуально в период пандемии.
1АО «First Heartland Jysan Invest», АО «BCC Invest» (ДО АО «Банк ЦентрКредит»), АО «Halyk Global Markets», АО «Сентрас Секьюритиз».
Похожие темы: