Инвестиции в Казахстан и влияние COVID-19
Какие шаги по нивелированию негативных последствий на инвестиционный климат и какой пакет мер по улучшению инвестиционного климата планирует принять министерство?Глобальная пандемия, которой противостоит весь мир, повлияла на все виды экономической деятельности и внесла коррективы в привычную жиз...
Какие шаги по нивелированию негативных последствий на инвестиционный климат и какой пакет мер по улучшению инвестиционного климата планирует принять министерство?
Глобальная пандемия, которой противостоит весь мир, повлияла на все виды экономической деятельности и внесла коррективы в привычную жизнь людей. При этом речь идет не об отдельно взятом экономическом явлении или событии, касающемся лишь одной сферы или отрасли, – сегодня в масштабах государств принимаются решения для нивелирования различий между прежними условиями и действующей реальностью во всех отраслях и сферах.
В текущем году, согласно данным Международного валютного фонда, ожидается спад мировой экономики на 3%. Другими словами, эксперты прогнозируют мировую рецессию, первую после мирового экономического кризиса 2008-2009 годов – тогда глобальная экономика сократилась на 0,1%.
Что касается изменений такого показателя, как приток прямых иностранных инвестиций, эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ожидают сокращение глобальных потоков на 30%. При этом возможно сокращение потока ПИИ в развивающиеся страны, поскольку основные сектора, на которые повлияла пандемия, а также меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, формируют большую долю ПИИ этих стран.
Еще одним источником данных, которые принимаются во внимание при разработке антикризисных мер, являются ожидания Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), по прогнозам которой сокращение ПИИ составит 40% в 2020-2021 гг. При этом ожидается, что на 30% снизятся доходы компаний, на долю которых приходится значительный объем ПИИ. В частности, в энергетической и сырьевой отраслях.
Принимая во внимание различные сценарии развития событий, которые, к слову, довольно сложно смоделировать в существующих реалиях, в начале апреля текущего года Министерство национальной экономики РК представило обновленный прогноз: впервые за последние 20 лет казахстанская экономика может продемонстрировать отрицательные темпы прироста на отметке минус 0,9%. При этом планы касательно экономического роста на конец текущего года были сформированы на уровне 4,7-5,0%. Как вы видите, пандемия не пройдет без последствий ни для одной страны, и чрезвычайно важно принять эффективные меры для предотвращения исполнения негативных сценариев.
Правительство Казахстана начало работу в данном направлении. Постановлением Правительства РК от 20 мая 2020 года утвержден Комплексный план по восстановлению экономического роста до конца 2020 года. Комплексный план включает оперативные меры по поддержке отраслей экономики. Это налоговые стимулы, расширение кредитования, меры по развитию инфраструктуры, поддержке внутреннего производства, предпринимательства и сохранению занятости.
В рамках реализации Комплексного плана Министерством иностранных дел РК начата работа по формированию страновых инвестиционных программ, индивидуальных планов для крупных инвестиционных проектов. Мы ожидаем, что страновые инвестиционные программы позволят определить конкретные долгосрочные инвестиционные цели в каждой стране и помогут загранучреждениям Казахстана точечно работать с инвесторами в странах своего пребывания.
Кроме того, изменились подходы в работе с инвесторами и на территории республики: отныне таргетируемые компании будут закреплены за отраслевым центральным государственным либо местным исполнительным органом, отраслевой компанией из квазигосударственного сектора. Для каждого проекта предполагается разработка дорожной карты с конкретными шагами для реализации и закреплением ответственности за ее исполнение за главой региона или руководителем компании. Хотел бы отметить, что данная практика широко применяется в странах Юго-Восточной Азии, например, в Сингапуре и Малайзии.
Наряду с этим, пакет вводимых мер предполагает рассмотрение возможности внедрения механизма возмещения затрат инвестора на подведение инженерной инфраструктуры, а также возобновление безвизового 72-часового транзита для граждан КНР и Индии с 1 ноября 2020 года. Также будет рассмотрена возможность возобновления режима пребывания иностранных граждан в соответствии с докарантинным периодом, кроме того, отдельное внимание будет уделено определению нового порядка безвизового транзита туристов из зарубежных стран с учетом требований для снижения угрозы распространения коронавирусной инфекции.
Полагаю, что эти и другие меры, предпринимаемые в Казахстане для поддержки бизнеса и производств, позволят сохранить не только интерес со стороны зарубежных инвесторов, но и динамику работы по привлечению инвестиций в экономику страны.
Подобные коррективы и меры вводятся практически во всех странах. От мер по посткарантинному восстановлению экономики зависят дальнейшие сценарии развития не только крупных предприятий и отраслей, но и государств.
Принимая во внимание, что МИД является уполномоченным органом по привлечению инвестиций в РК, не могли бы вы поделиться информацией об инициативах министерства по реализации текущих инвестиционных проектов с учетом влияния COVID-19 на глобальные рынки и падения цен на основные экспортные товары Республики Казахстан?
Наше министерство в силу специфики своей деятельности уделяет большое внимание мониторингу общемировых и геополитических трендов. В этой связи могу сказать, что общая картина указывает на то, что борьба с пандемией, безусловно, повлияет на все сферы жизнедеятельности, в том числе на ход реализации инвестиционных проектов – зарубежные страны постепенно вводят послабления, открывают границы, восстанавливается авиасообщение, но период вынужденного простоя не пройдет бесследно.
Постоянный мониторинг и прогнозная аналитика позволяют предупредить возникновение кризисных ситуаций. Так, работая «на упреждение», наше министерство оказывает содействие в своевременном пропуске оборудования и сырья, необходимого для бесперебойного ведения строительно-монтажных работ и обеспечения деятельности действующих проектов. Оказывается содействие в допуске иностранных специалистов по пуско-наладочной работе, это было актуально для производств, которые приняли решение о приостановлении деятельности и уже возвращаются к привычному графику работы и объемам. Также в период действия ЧП министерством было оказано содействие в доставке сырья, оборудования и комплектующих для производства медицинских изделий, средств для защиты, антисептиков. Необходимые грузы были доставлены из КНР, РФ, Турции и стран Европы.
В целом, по направлению инвестдеятельности хотел бы отметить, что в нашей мониторинговой системе на сегодняшний день сформирован пул из 244 инвестиционных проектов на общую сумму $64 млрд, данные проекты подразумевают создание более 36 000 рабочих мест.
В текущем году планируется введение в эксплуатацию 31 инвестиционного проекта. Однако в связи с пандемией сроки ввода в эксплуатацию были предварительно перенесены на 3 и 4 кварталы 2020 года.
Вопросу оказания содействия и помощи в решении проблем инвесторов уделяется особое внимание. Для этого создан Координационный совет под председательством премьер-министра РК, который призван решать вопросы крупных инвесторов. Для обеспечения системной работы с действующими инвесторами и решения проблемных вопросов также создан институт Инвестиционного омбудсмена – в нашей стране им является премьер-министр, что еще раз подтверждает нацеленность правительства на поддержку и защиту действующих инвесторов. Рабочим органом Инвестиционного омбудсмена является комитет по инвестициям, помимо содействия, комитет вносит рекомендации для их разрешения, в том числе в процессе взаимодействия с центральными государственными и местными исполнительными органами.
Вместе с тем, стоит отметить работу диалоговых площадок государства с инвестиционным сообществом, это Совет иностранных инвесторов при Президенте РК, где решаются стратегические проблемы инвесторов, Совет по улучшению инвестиционного климата, который решает вопросы системного характера.
Особую роль в этом большом механизме по привлечению инвестиций в страну выполняет наша подведомственная организация – АО «НК «KAZAKH INVEST». Организация выступает в качестве единого оператора по привлечению иностранных инвестиций в приоритетные сектора экономики и обеспечивает услуги по сопровождению инвестпроектов по принципу «одного окна», фактически от идеи до реализации проекта. Таким образом, проблемные вопросы и обращения рассматриваются незамедлительно, и в первую очередь мы работаем над недопущением возникновения каких-либо затруднений у инвесторов.
Хотелось бы заверить, что министерство продолжит работать в данном направлении, используя четко выстроенный механизм работы для привлечения новых и удержания действующих инвесторов.
Алмас Айдаров,
Заместитель Министра иностранных дел Республики Казахстан