Eng   /   Rus

Интеллектуальная собственность компании в условиях карантина: вопросы оформления исключительных прав в Казахстане

Первый квартал 2020 года оказался нелегким для бизнеса в любой стране мира из-за пандемии COVID-19. Перед компаниями встал вопрос о возможности сохранения бизнеса и спроса потребителей в условиях карантина. Те компании, которые и без сложившейся ситуации были готовы оказывать услуги удаленно и за...

Алия Сеитова, cтарший юрист, «Дентонс», Патентный поверенный РК

Первый квартал 2020 года оказался нелегким для бизнеса в любой стране мира из-за пандемии COVID-19. Перед компаниями встал вопрос о возможности сохранения бизнеса и спроса потребителей в условиях карантина. Те компании, которые и без сложившейся ситуации были готовы оказывать услуги удаленно и заблаговременно позаботились о корпоративной IT-инфраструктуре, встретили новые вызовы времени достойно. Остальной части бизнеса, которая предоставляла услуги и предлагала к продаже товары только в офлайн-режиме, пришлось в короткие сроки искать новые пути развития бизнеса: это и создание веб-сайтов, мобильных приложений, страниц в социальных сетях и т. д. За каждым таким объектом стоят исключительные права авторов. В этой статье мы рассмотрим вопросы оформления исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Как было отмечено в предисловии, некоторые компании не были готовы к работе в онлайн-режиме. Для продажи, к примеру, каких-либо товаров в удаленном режиме первым делом необходимо было создать некие площадки, где потребители могут ознакомиться с товарами, сделать заказ. При сжатых сроках многие компании заказывали услуги разработчиков сайтов и/или мобильных приложений, не уделяя должного внимания объектам интеллектуальной собственности. Ниже мы рассмотрим кратко каждый из таких объектов.

Доменное имя
Первым делом компания при создании веб-сайта выбирает доменное имя. Его можно зарегистрировать и в зоне kz. Доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности по законодательству Казахстана, но на практике споры об использовании в доменном имени того или иного товарного знака, фирменного наименования третьего лица, встречаются достаточно часто. Последствия незаконного использования объектов интеллектуальной собственности в доменном имени могут быть плачевными для нарушителя.

Поэтому при выборе доменного имени мы рекомендуем придерживаться оригинальной части фирменного наименования компании или зарегистрированного и действующего в Казахстане товарного знака.

К примеру, ТОО «Х» принадлежит товарный знак «Y». В таком случае, у компании есть выбор – привязать оригинальную часть доменного имени к фирменному наименованию (например, X.kz) или к товарному знаку (Y.kz).

При таком алгоритме действий у компании больше шансов защитить право на использование доменного имени в случае возникновения какого-либо спора.

Дизайн веб-сайта и мобильное приложение
Дизайн веб-сайта и мобильное приложение компании на практике так же разрабатываются по отдельному договору с соответствующим специалистом. Многие компании не уделяют должного внимания положению в договоре об исключительных правах на созданные объекты, а в некоторых случаях такого положения договор вовсе не предусматривает.

Дизайн веб-сайта и мобильное приложение являются объектами авторского права. Переход исключительных прав на такие объекты должен быть прямо предусмотрен в договоре. В противном случае, компания не вправе использовать такие объекты без согласия разработчика (автора).

Страницы в социальных сетях
Зачастую компании используют открытые публике страницы в социальных сетях (Facebook, Instagram и т. д.) для продвижения товаров и/или услуг. При выборе адреса страницы следует придерживаться рекомендаций, изложенных выше в разделе «доменное имя». Более того, при публикации новых постов на таких страницах следует избегать использования фотографий, текстов чужого авторства. Если страницу в социальной сети ведет маркетинг-специалист по договору или же сотрудник компании, следует сразу же обозначить в соответствующем договоре, кому принадлежат исключительные права на фотографии и тексты постов.

Упаковка товаров и значок мобильного приложения
Всем известно, что для продажи товаров и/или услуг необходимо не только качество продукта, но и хорошая и узнаваемая упаковка. То же самое касается значка мобильного приложения – он должен быть одновременно ярким и запоминающимся, чтобы потребитель мог с легкостью ассоциировать качество товаров и/или услуг с именем компании.

Использование слоганов, логотипов на упаковке и в значке мобильного приложения также безопасно при своевременной регистрации соответствующего товарного знака в Казахстане, форма самой упаковки с ее существенными признаками (оформление, цвет и т. д.) может быть зарегистрирована в качестве промышленного образца.

На данный момент созданы благоприятные условия для получения охраны товарных знаков, промышленных образцов – вся процедура переведена в электронный формат, что позволяет воспользоваться услугами и в условиях карантина, более того значительно уменьшились сроки оказания услуг по регистрации таких объектов. Поэтому мы рекомендуем заблаговременно позаботиться об оформлении исключительных прав на товарные знаки и промышленные образцы компании.


Выше мы кратко рассмотрели некоторые вопросы оформления исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. В случае если у вас возникнут любые вопросы в области интеллектуальной собственности, будем рады на них ответить.

close
Похожие темы:
Никаких записей

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.1

Вам может понравиться!

Инвестиции в Казахстан и влияние COVID-19

Какие шаги по нивелированию негативных последствий на инвестиционный климат и какой пак...

Бюджет, внешние рынки и деловая активность во время глоба...

Правительством предприняты беспрецедентные меры поддержки граждан РК на период, вынужде...

Отличия проектов государственно-частного партнерства и ин...

Количество компаний с иностранным участием увеличилось сразу на 12% за последний год в ...