Отличия проектов государственно-частного партнерства и инвестиционного проекта Республики Казахстан. Что же выгоднее?
Количество компаний с иностранным участием увеличилось сразу на 12% за последний год в Казахстане. К началу осени в Казахстане насчитывались 21,7 тыс. действующих компаний с иностранным участием — на 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (19,4 тыс. компаний). Из них в текущем году...
Количество компаний с иностранным участием увеличилось сразу на 12% за последний год в Казахстане. К началу осени в Казахстане насчитывались 21,7 тыс. действующих компаний с иностранным участием — на 11,8% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (19,4 тыс. компаний). Из них в текущем году 97,3%, или 21,1 тыс., являются малыми компаниями; 1,5% (325 компаний) — средними; 1,2% (260 компаний) — крупными. Наибольшее количество компаний из России, Турции и Китая. Пандемия, несомненно, повлияла на количество проектов, тем не менее интерес инвесторов к Казахстану сохраняется и сейчас. Как никогда инвесторам интересны проекты с возможностью получения государственных льгот и преференций.
Кроме того, с недавнего времени проекты по возобновляемым источникам энергии также стали подпадать под категорию инвестиционных проектов и инвестиционно-приоритетных проектов, что является сейчас мировым трендом и вызывает интерес инвесторов ввиду обилия возможностей для развития данной отрасли в Казахстане.
Виды инвестиционных проектов и их объекты
Законодательство РК закрепляет следующие виды инвестиционных проектов:
• инвестиционный проект
• инвестиционный приоритетный проект (далее – «ИПП»);
• специальный инвестиционный проект (далее – «СИП»);
• ГЧП.
Ниже мы рассмотрим специфику этих видов инвестиционных проектов.
Инвестиционный проект
Законодательство Республики Казахстан закрепляет, что инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции:
• в создание новых производств ; и (или)
• в расширение действующих производств ; и (или)
• в обновление действующих производств .
Инвестиционный приоритетный проект
Определяющими критериями ИПП являются:
• проекты по созданию новых производств, предусматривающие инвестиции в строительство новых производственных объектов в размере не менее 2-х миллионного размера месячного расчетного показателя (далее «МРП»);
• проекты по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающие инвестиции в размере не менее 5-миллионного размера МРП;
• проекты по приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан;
• проекты, инвестиционная деятельность которых осуществляется не в рамках договора ГЧП, в том числе договора концессии.
Специальный инвестиционный проект
Критериями СИП являются:
• реализация юридическим лицом РК, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны (далее «СЭЗ») или в качестве владельца свободного склада; или
• приобретенный проект у участника СЭЗ, либо
• реализованный проект юридического лица РК, заключившего соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.
В отношении ГЧП законодательство о ГЧП определяет, что проекты ГЧП могут быть реализованы во всех отраслях экономики, за исключением тех, которые определены в специальном перечне, утвержденном Правительством, при этом объектами государственно-частного партнерства являются имущество, имущественные комплексы, проектирование, строительство, создание, реконструкция, модернизация и эксплуатация которых осуществляются в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства. К объектам государственно-частного партнерства также относятся работы (услуги) и инновации, подлежащие внедрению в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства.
Стороны договора и его инициирование
Сторонами инвестиционного проекта и ИПП могут выступать юридическое лицо РК и Министерство по инвестициям и развитию.
Необходимо учитывать, что есть определенные требования и исключения к участию государства, включая участие квазигосударственного сектора в ИПП и СИП в зависимости от отрасли в соответствии с законодательством, при этом, как указано выше, юридическое лицо должно отвечать следующим критериям:
1) имеется регистрация в качестве участника СЭЗ; или
2) имеется регистрация в качестве владельца свободного склада; или
3) имеется заключенное соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.
Сторонами ГЧП являются государственный партнер и частный партнер. Сторонами договора ГЧП могут также выступать финансовые и иные организации, предоставляющие финансирование проекта и операторы отрасли.
Государственным партнером по ГЧП могут выступать государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия и товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, 50 и более процентов долей участия в уставном капитале или голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат государству, заключившие договор ГЧП. Все указанные организации выступают от имени РК.
Срок соглашения
При определении срока инвестиционного соглашения, ИПП и СИП необходимо обратить внимание на сроки предоставления преференций и льгот, а также на сроки предоставления земельных участков, если объекты соглашений связаны с землей. Таким образом, сроки инвестиционного соглашения, ИПП и СИП определяются сроком действия инвестиционных преференций и сроком предоставления земельных участков, соответственно. При этом срок окончания работ по рабочей программе должен заканчиваться не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока действия инвестиционного контракта. В случае финансового лизинга, срок действия инвестиционного контракта должен заканчиваться по истечении девяти месяцев после завершения срока действия договора финансового лизинга.
По ГЧП срок реализации проекта может быть среднесрочный или долгосрочный и может быть заключен от 3-х до 30-ти лет в зависимости от особенностей проекта ГЧП.
Также стоит иметь в виду, что срок действия договора ГЧП может быть продлен по решению суда в порядке, определенном договором ГЧП, в следующих случаях:
1) задержки или приостановления проекта по независящим от сторон договора обстоятельствам;
2) приостановления проекта в результате действий или бездействия государственного партнера и (или) государственных органов;
3) увеличения расходов, связанных с реализацией проекта, в результате предъявления государственным партнером требований, не предусмотренных договором ГЧП.
Передача объекта соглашения в государственную собственность
Перед решением вопроса о выборе проекта важным вопросом является вопрос о возможности передачи права собственности на объект инвестирования.
В рамках инвестиционного проекта и ИПП юридическому лицу передается имущество, являющееся собственностью РК, во временное безвозмездное пользование, либо предоставляемое на праве временного безвозмездного землепользования юридическому лицу Республики Казахстан для реализации инвестиционного проекта с последующей безвозмездной передачей в собственность, либо землепользование в качестве государственного натурного гранта.
Для инвестиционного проекта в качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.
По истечению срока действия инвестиционного контракта при выполнении инвестором инвестиционных обязательств, предусмотренных по контракту, имущество, предоставленное в качестве натурного гранта, может быть передано на безвозмездной основе в собственность или землепользование по решению уполномоченного органа для инвестиционного контракта.
Что касается ГЧП, в целом по законодательству объект проекта ГЧП может быть передан частному партнеру, при отсутствии выплаты компенсации по инвестиционным затратам. В этом случае объект ГЧП по истечении срока проекта подлежит передаче в государственную собственность. Также законодатель запрещает передачу в залог объекта проекта ГЧП.
Интересным дополнением в 2018 году стала норма о правовом режиме счета, предназначенного для зачисления компенсации инвестиционных затрат, а именно о том, что такой счет открывается в случае привлечения частным партнером заемного финансирования под залог права требования по денежным поступлениям в виде компенсации инвестиционных затрат. Данная норма была принята с целью защиты прав кредитора при финансировании проектов ГЧП.
Преференции, субсидии и источники финансирования по проектам
В целом по инвестиционному проекту предусмотрены следующие преимущества (преференции):
1) освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
2) государственные натурные гранты.
В рамках инвестиционного проекта по решению уполномоченного органа могут быть предоставлены государственные натурные гранты, которые представляют собой имущество, являющееся собственностью РК с последующей безвозмездной передачей в собственность либо землепользование.
Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан.
По ИПП предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:
1) преференции по налогам;
2) инвестиционная субсидия .
По СИП в виде инвестиционных преференций предоставляется освобождение от обложения:
1) ввозными таможенными пошлинами;
2) налогами в соответствии с налоговым законодательством РК.
В рамках реализации СИП освобождения от обложения таможенными пошлинами предоставляется на следующие сроки:
1) участникам СЭЗ на 15-летний срок, но не более срока действия СЭЗ;
2) владельцам свободных складов на срок не более 15 с момента регистрации контракта по СИП;
3) юридическим лицам РК, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств, на срок не более 15 лет с момента регистрации контракта по СИП.
Финансирование проекта ГЧП может осуществляться за счет следующих средств:
1) собственных средств частного партнера;
2) заимствованных средств;
3) средств государственного бюджета;
4) средств субъектов квазигосударственного сектора;
5) иных средств, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Источниками возмещения затрат и получения доходов субъектами субъектов ГЧП являются:
1) реализация товаров, работ и услуг в процессе эксплуатации объекта ГЧП;
2) субсидии от государства;
3) компенсация инвестиционных затрат по проекту ГЧП;
4) компенсация операционных затрат по проекту ГЧП;
5) вознаграждение за осуществление управления объектом ГЧП, находящимся в государственной собственности, а также арендная плата за пользование объектом ГЧП;
6) плата за доступность.
Гарантии стабильности законодательства
Важным моментом, интересующим инвесторов, является вопрос стабильности законодательства. В соответствии с законодательством РК юридическим лицам РК, реализующим ИПП, СИП, инвестиционные стратегические проекты по инвестиционным контрактам, заключенным до 1 января 2015 года, гарантируется стабильность при изменении налогового законодательства РК и законодательства РК о занятости населения в сфере привлечения иностранной рабочей силы на основании соответствующих норм законодательства.
Для проектов ГЧП норма о стабильности законодательства прямо не предусмотрена.
Заключение контракта
Для инвестиционных контрактов предусмотрен типовой (модельный) контракт.
Уполномоченный орган принимает решение на осуществление инвестиций и о предоставлении инвестиционных преференций в течение 20 рабочих дней и 15 рабочих дней по СИП.
После принятия положительного решения уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней подготавливается модельный (типовой) инвестиционный контракт, который регистрируется в течение 5 рабочих дней после его подписания сторонами и вступает в силу с момента его подписания. В рамках СИП заключается специальный инвестиционный контракт.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательством изменения в приложения к инвестиционному контракту и специальному инвестиционному контракту могут вноситься по соглашению сторон 2 раза в год. Также юридическое лицо РК, заключившее инвестиционный контракт, в течение действия инвестиционного контракта не имеет права:
1) изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;
2) отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.
В отношении проектов ГЧП, в целом ГЧП проекты подразделяется институциональные и контрактные.
Институциональное ГЧП реализуется компанией в соответствии с договором ГЧП, а контрактное посредством заключения различного вида контрактов, а именно:
1) концессии;
2) доверительного управления государственным имуществом;
3) имущественного найма (аренды) государственного имущества;
4) лизинга;
5) договоров, заключаемых на разработку технологии, изготовление опытного образца, опытно-промышленное испытание и мелкосерийное производство;
6) контракта жизненного цикла;
7) сервисного контракта;
8) иных договоров, соответствующих признакам государственно-частного партнерства.
После выбора победителя на основании конкурса ГЧП либо прямых переговоров, организатор конкурса направляет на согласование проект типового договора, в том числе при внесении в него изменений и/или дополнений, с приложением копий протокола об определении лучшей Конкурсной заявки в уполномоченный орган. Уполномоченный орган согласовывает Проект договора. Срок заключения типового договора составляет не более 90 (девяноста) календарных дней со дня подведения итогов Конкурса.
Расторжение договора
Инвестиционный контракт может быть досрочно прекращен в следующих случаях:
1) по соглашению сторон;
2) в одностороннем порядке.
При досрочном расторжении инвестиционного контракта следует иметь в виду, что юридическое лицо:
- Уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных в бюджет вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций;
- Уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций;
- Возвращает имущество в натуре, предоставленное ему в качестве государственного натурного гранта (в течение тридцати календарных дней после принятия решения уполномоченного органа по инвестициям о досрочном прекращении инвестиционного контракта), либо его первоначальную стоимость на дату передачи в соответствии с условиями инвестиционного контракта;
- Возмещает в полном объеме сумму инвестиционной субсидии, выплаченной по инвестиционному контракту.
При досрочном прекращении специального инвестиционного контракта по соглашению сторон юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее специальный инвестиционный контракт, не уплачивает суммы таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по специальному инвестиционному контракту инвестиционных преференций.
Контракт по ГЧП может быть изменен и расторгнут по соглашению сторон.
По решению суда договор ГЧП может быть расторгнут только в следующих случаях:
1) при существенном нарушении договора ГЧП со стороны государственного или частного партнера;
2) если частный партнер не способен осуществить проект ГЧП в силу его несостоятельности (банкротства);
3) в интересах общества и государства, в том числе, когда такие действия совершаются в целях обеспечения национальной безопасности, здоровья населения и его нравственности.
Разрешение споров
Инвестиционные споры в рамках инвестиционных контрактов разрешаются путем переговоров либо в соответствии с согласованной сторонами процедурой разрешения споров. В определенных случаях споры могут разрешаться в соответствии с международными договорами и законодательными актами РК в судах РК, а также в арбитражах, определяемых соглашением сторон.
Отметим, что в соответствии с Законом «об арбитраже» для включения арбитражной оговорки участвующие государственные органы или юридические лица, 50 и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых прямо или косвенно принадлежат государству, предварительно направляют в уполномоченный орган запрос о даче согласия на заключение такой оговорки с указанием прогнозируемых сумм расходов на арбитражное разбирательство. Уполномоченный орган в течение 15 календарных дней рассматривает запрос с учетом экономической безопасности и интересов государства и направляет письменный ответ о безотзывном согласии либо мотивированном отказе в даче согласия.
Споры, связанные с исполнением и прекращением договора ГЧП, могут разрешаться в предусмотренном законодательством порядке, в том числе с обращением в суд, в арбитраж или международный арбитраж в предусмотренных законодательством случаях , и в порядке, установленном в договоре ГЧП.
Для рассмотрения инвестиционных споров в РК в 2018 году были созданы специальные инвестиционные суды, а также некоторые инвестиционные споры в качестве суда первой инстанции рассматривает Верховный суд РК, что гарантирует инвесторам доступ к правосудию высокого качества.
Заключение: и что же в итоге выгоднее?
Эффективность проекта зависит от оптимально подобранной структуры проекта, максимально отвечающей интересам участников проекта. В этой связи, при структурировании проекта стоит заранее ответить на следующие вопросы:
• Необходима ли регистрация компании на территории РК и как ее наиболее выгодно структурировать для инвестора?
• Какая юридическая структура удобнее для реализации проекта и отвечает интересам инвестора?
• Не входит ли объект соглашения в список объектов, в том числе стратегических, не подлежащих отчуждению либо исключенными в качестве объектов ГЧП?
• Решены ли вопросы передачи прав на землю?
• Имеются ли ограничения к проведению валютных транзакций?
• Нужна ли лицензия для реализации проекта?
• Какие требования предъявляются к субподрядчикам?
• Будет ли участвовать в проекте третья компания, финансирующая проект и если будет, то на каких условиях?
• Какая финансовая поддержка, а также льготы и преференции будут наиболее более выгодными при реализации проекта? Не взаимоисключают ли они получение запрашиваемых льгот и преференций?
• Есть ли необходимость получения разрешений для осуществления трудовой деятельности и соответствующих виз для работников?
• Какие имеются механизмы выхода из проекта?
• Какие имеются возможности и гарантии защиты прав в ходе реализации и выхода из проекта?
• и другие.
Пожалуйста, имейте в виду, что изложенное не является юридической рекомендацией. Просим при рассмотрении вопроса о заключении соглашений по всем видам инвестиционных проектов обращаться к специалистам. Юридическая команда «Делойта» будет рада проконсультировать вас и помочь в составлении необходимых видов соглашений и других необходимых документов.
1https://www.inform.kz/ru/kolichestvo-kompaniy-s-inostrannym-uchastiem-uvelichilos-v-kazahstane-srazu-na-12-za-god_a3704939
2включая производства в рамках реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта.
3включая производства в рамках реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта
4включая производства в рамках реализации проекта ГЧП, в том числе концессионного проекта
5https://online.zakon.kz/document/?doc_id=38755357 Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2017 года № 710 Об утверждении перечня объектов, не подлежащих передаче для реализации государственно-частного партнерства, в том числе в концессию
6Ст. 72 ПК РК
7При этом юридическое лицо не должно являться автономной организацией образования; а также организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ.
8Доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора – юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан в отрасли машиностроения, включая производство литейной продукции, не должна превышать 50% (по этому вопросу имеется дополнительная специфика в соответствии с законодательством РК). – п.5 ч.5 ст. 286 ПК РК. Эти условия могут не применяться в случае если субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов.
9Рабочая программа представляет собой приложение к инвестиционному контракту, определяющее календарный график работ по реализации инвестиционного проекта до ввода производства в эксплуатацию.
10В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо РК имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.
11Инвестиционная субсидия не предоставляется по инвестиционным приоритетным проектам по расширению и (или) обновлению действующих производств.
12Финансирование проекта ГЧП с использованием проектного финансирования осуществляется в соответствии с законодательством РК о проектном финансировании и секьюритизации с учетом положений Закона «О ГЧП»
13Порядок возмещения затрат субъектам государственно-частного партнерства определяется бюджетным законодательством РК.
14Правила предоставления уполномоченным органом по инвестициям инвестиционных преференций утверждаются Правительством Республики Казахстан.
15В отношении предоставления инвестиционных субсидий законодательством закреплены специальные правила.
16В случае если стороной ГЧП проекта является нерезидент или как минимум один из акционеров (участников) частного партнера, владеющий 25 и более процентами голосующих акций (долей участия в уставном капитале) является нерезидентом, в отношении проектов, стоимость которых свыше четырехмиллионнократного размера месячного расчетного показателя.