Eng   /   Rus

Регулирование и развитие финансового рынка

С 1 января 2020 года в Казахстане функционирует новый финансовый регулятор, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства, – Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Указ о реорганизации Национального банка Казахстана путем выделения из него агентства «О дальнейше...

Олег Смоляков, Первый заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка

С 1 января 2020 года в Казахстане функционирует новый финансовый регулятор, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства, – Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Указ о реорганизации Национального банка Казахстана путем выделения из него агентства «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» подписан президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым 11 ноября 2019 года и введен в действие с 1 января 2020 года.

Основными задачами и миссией агентства являются регулирование и развитие финансового рынка, содействие обеспечению стабильности финансового рынка и финансовых организаций, поддержание доверия к финансовой системе в целом и создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке, обеспечение надлежащего уровня защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.

Агентство осуществляет регуляторные, надзорные функции, а именно – госрегулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций (за исключением юрлиц, осуществляющих деятельность исключительно через обменные пункты на основании лицензии Нацбанка).

В 2019 году на основе методологии Европейского центрального банка проведена оценка качества активов (AQR) банковского сектора как мера повышения доверия и стабильности финансового сектора. Участие приняли 14 банков, на долю которых приходится 87% от общего объема банковских активов и 90% от общего ссудного портфеля. На системном уровне и на уровне отдельных банков, участвовавших в AQR, дефицита капитала не наблюдается, коэффициенты достаточности собственного капитала значительно превышают регуляторные минимумы.

По итогам AQR до конца марта 2020 года будет завершено согласование корректирующих мер по каждому из 14 банков и применены меры микро- и макропруденциального надзора. Агентство обеспечит контроль и исполнение этих мер.

В 2020 году будет проведена работа по совершенствованию риск-ориентированного надзора, внедренного в практику регулятора в 2019 году, и методологии SREP (Supervisory Review and Evaluation Process) для учета результатов проведенной оценки качества активов банков.

В методологию риск-ориентированного подхода заложены принципы Европейского банковского органа (ЕВА) по процессу банковского надзора и оценки SREP. SREP предусматривает оценку деятельности банков по жизнеспособности их бизнес-моделей, качеству системы управления рисками, корпоративному управлению, а также по традиционным метрикам достаточности капитала, ликвидности и устойчивости фондирования. Оценка этих элементов позволяет идентифицировать негативные изменения в финансовом состоянии банков на ранних стадиях их возникновения, своевременно и адекватно применять необходимые надзорные и корректирующие меры.

Риск-ориентированный надзор будет усилен мерами макропруденциального регулирования, проводимыми совместно агентством и Национальным банком. Целями макропруденциальной политики являются сдерживание закредитованности, снижение структурных уязвимостей в финансовой системе, а также повышение устойчивости финансовых организаций системы к агрегированным шокам путем применения повышенных буферов капитала и ликвидности на случай кризиса и стресса.

Надзор будет на основе forward-looking, дополненной мотивированным суждением, непрерывной оценкой внутренних рисков, влиянием макропруденциальных и макроэкономических рисков, а также с учетом превентивности надзорных мер.

Будет повышена роль финансового сектора в финансировании (кредитовании) экономики. Для этого агентством предлагается пересмотреть действующий режим оздоровления предприятий в рамках закона о банкротстве, либерализовать листинговые условия для доступа на биржу и привлечения долевого и долгового капитала, расширить инвестиционные возможности субъектов финансового рынка.

В качестве дополнительной меры будет предложено оптимизировать пруденциальные требования в отношении стандартизированных специальных кредитных продуктов, что расширит возможности для кредитования малого и среднего бизнеса.
Для развития финансовых технологий, цифровизации и повышения доступности финансовых услуг будет разработана регуляторная среда для финансовых технологий и инноваций. Основные направления развития инноваций будут отражены в соответствующей концепции, совместно разрабатываемой Национальным банком и агентством.

Для развития инфраструктуры будет предложена концепция двухуровневой системы кредитных бюро. Это позволит снизить издержки бизнеса и потребителей за счет внедрения единого окна и отчетности о кредитных историях, обеспечить целостность и конфиденциальность информации, повысить конкуренцию между кредитными бюро.

close
Похожие темы:
Никаких записей

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.1

Вам может понравиться!

Инвестиции в Казахстан и влияние COVID-19

Какие шаги по нивелированию негативных последствий на инвестиционный климат и какой пак...

Бюджет, внешние рынки и деловая активность во время глоба...

Правительством предприняты беспрецедентные меры поддержки граждан РК на период, вынужде...

Отличия проектов государственно-частного партнерства и ин...

Количество компаний с иностранным участием увеличилось сразу на 12% за последний год в ...